Заполнение ступы
Внутреннее наполнение ступы – очень важная её составляющая,
хотя существуют и монолитные каменные ступы, построенные в качестве
подношения. Ступы, созданные в соответствии с тибетской, непальской,
бутанской традициями, заполняются ритуальными и драгоценными
предметами. Это могут быть статуи, мандалы – инсталляции
трехмерных полей силы Будд, буддийские тексты и скрученные мантры,
ца-ца (гипсовые фигурки Будда-аспектов и ступ), реликвии реализованных
учителей, и т.д. В центре ступы устанавливается древо жизни –
«центральный стержень ступы». Заполнение каждой
части ступы сопровождается специальным ритуалом под руководством
квалифицированного ламы. Когда ступа наполнена и строительство
завершено, лама производит завершающий ритуал благословения –
вместе со всеми участниками ритуала, он приглашает Будд занять место в
ступе. С этого момента ступа начинает работать как силовое поле Будды
на благо всех существ.Важной составляющей наполнения ступы являются реликвии Просветленных учителей. Например, в Ступу Просветления в Элисте заложены: субстанция, выступившая на костях 3-го Будды Кашьяпы; кусочек ткани, в которую были завернуты тексты Праджняпарамиты, принесенные Нагарджуной из страны Нагов; печать, в которой великий Гуру Ринпоче запечатывал свои терма (секретные поручения, которые он прятал в разных местах, сохраняя их для потомков); тексты учений-терма Падмасамбхавы; бусина из четок 14-го Кармапы; волосы 15-го Кармапы; кусочек одежды 16-го Кармапы; земля из Лумбини, места рождения Будды Шакьямуни; частицы ступы Сваямбху и другие реликвии.
Кроме предметов, распространяющих благословение, способствующих сохранению учения и связывающих ступу с просветленными мастерами прошлых веков, в ступу закладываются различные субстанции, связывающие ее с местностью, где она построена – травы, камни, зерна, масла этого региона.. А для предотвращения войн и конфликтов под ступу в землю закапывается символическое оружие. Оно «придавливается» ступой, что не позволяет энергии войны выйти из-под контроля.

